|
|||||||||||||
Раздел
ВЗГЛЯД НА МИР |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
04.02.03 – СУДЬБА КАК
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕОРИИ СУБЪЕКТИВНОГО МАКСИМАЛИЗМА. Казалось, что всё
конечно. Хуже не может быть и не было никогда ранее. Как это могло произойти?
Почему? Как будто существует невидимый враг, с которым бесполезно бороться.
Он все решает и делает только так, как ему надо. Он делает тебя. А возможно,
этот враг есть ты сам? Сам во вcем виноват? Так или иначе, вы наверняка
не однажды задавались подобным вопросом. Чувство того, что ты попал в определенную
полосу своей жизни: благоприятную или негативную, белую или черную (выражаясь
в терминах субъективного максимализма) посещает хотя бы раз каждого человека.
В данном случае мне бы хотелось остановиться на утопическом подходе к
проблеме судьбы. Существуют две общепризнанные,
но диаметрально противоположные точки зрения по этому вопросу, условно
определяющиеся как судьба-рок и судьба-действие. Первая означает
отсутствие связи действий человека и построения его дальнейшей судьбы. Таким
образом, судьба представляется некой стационарной, предопределенной свыше
субстанцией, контролирующей и, по сути, формирующей жизнь индивидуума. В данном случае идет явная подмена понятия
судьбы другим, несколько мифологическим, понятием рока. Наглядно показать
смысл вышесказанного легко при помощи линий жизни. Начертим бесконечно широкий
прямоугольник с длиной, равной продолжительности жизни и шириной, предположительно
представляющей хронологию событий и всевозможные их вариации. В рамках теории
субъективного максимализма, мы имеем право ограничиться лишь характерной, черно-белой,
картиной хронологии. Тогда из рисунка 1 видно, что как бы ни шла линия жизни,
она всё равно пройдет сквозь предначертанные испытания и события. Рисунок 1. Судьба-рок Легко заметить, что
в прямоугольнике соблюдается принцип чередования событий, связанный с
неопределенностью временного масштаба. Здесь стоит заметить об эффекте
самовнушения. По большому счету именно он определит рамки длины
хронологических полос, т.е. чем раньше человек адаптируется к новой ситуации,
тем быстрее он ощутит перемены в дальнейшем. Такой подход
является традиционным среди большинства существующих восточных религий. В
глобальном смысле такое определение судьбы становится устрашающим по силе
воздействия на сознание оружием в руках террористических школ,
воспитывающих религиозную одержимость
среди своих последователей. По сути, такая позиция есть порождение
религиозного фанатизма и является одной из возможных причин новых войн и
социальных катаклизмов существующих цивилизаций. Однако, стоит отметить, что
в современном западном обществе этот подход постепенно утрачивает свои позиции
по отношению к понятию cудьбы-действия. Судьба-действие –
противоположное року определение. Судьба зависиттолько от самого индивидуума
и от его поступков в жизни, она – динамически изменяющаяся субстанция.
Зависимость от высших сил полностью отвергается. Рисунок 2. Судьба-действие На рисунке 2
показано графическое изображение данной позиции. В данном случае черно-белая модель
идет как бы параллельно линии жизни в виде двух равнозначных полос. Попадание
определяется только путем варьирования линии жизни, которое обеспечивается индивидуальным
выбором в каждой отдельной ситуации. Т.е. у человека в каждый момент жизни
имеется возможность изменить хронологию событий и, таким образом, изменить
свою судьбу. На самом деле, мы
рассмотрели всего лишь утопические модели в рамках теории субъективного
максимализма. В реальности же логично предположить наложение обоих понятий
как результирующую модель судьбы, ведь что-то задается свыше, а что-то
изменяется человеком в хронологии жизни. На рисунке 3 представлена
графическая интерпретация сказанного. Рисунок 3. Реальная модель Таким образом,
очевидно, что в некоторых случаях индивидуум
как бы усугубляет влияние рока собственными поступками, а в некоторых – все определяется
лишь выбором личного жизненного пути. В заключение следует
отметить, что теория субъективного максимализма предполагает определение
судьбы лишь как сочетания позитивного и негативного в хронологии жизни,
отрицая возможность нейтрального. Вследствие этого, нельзя воспринимать
данный позиционный анализ как объективную реалистическую модель, которую в
рамках данной теории построить невозможно. |